Андрей Колесов, обозреватель itWeek
Российский рынок СЭД/ECM: уроки пандемии.
Вот уже почти два года наша страна, как и весь мир, живет в особых социально-экономических условиях, характеризуемых одним словом — «пандемия». Эта ситуация во многих отношениях отличается от уже довольно привычных периодических экономических кризисов прошлых лет, в том числе и тем, что, как показывают события нынешней осени, пандемия еще далека от завершения и сегодня эксперты даже не пытаются давать прогнозы о ее возможном завершении. Старый проверенный шаблон бизнес-поведения " переждать трудности, а потом работать как раньше" сейчас уже явно не годится, всем участникам рынка — и заказчикам, и поставщикам — нужно формировать долгосрочную стратегию своей деятельности в новых условиях.
Чем реально изменился рынок, какие тенденции проявили себя как актуальные, а какие — как «хайповые», что поменялось в законодательной сфере и насколько рынок готов к их применению на практике? Эти и другие вопросы мы обсудили с Михаилом Даниловым, заместителем директора департамента систем управления документами, ГК ЛАНИТ.
— Как в целом можно охарактеризовать итоги развития рынка СЭД/ЕСМ за последние полтора года, оценить текущую ситуацию и перспективы развития?
— «Чтоб жить тебе в эпоху перемен» — это старое китайское проклятие, оно же и пожелание удачи, как нельзя лучше описывает нынешнюю ситуацию. Рынок ECM сложился достаточно давно, но он продолжает интенсивно меняться. И видится три основных драйвера таких изменений. Это законодатели, которые в последнее время особенно активизировались. Это технологии, которые продолжают влиять на нашу реальность. И бизнес, запросы которого меняются вместе с изменением рыночных условий.
В совокупности сочетание этих драйверов открывает для ECM новые перспективы. Например, благодаря снятию юридических барьеров получилось реализовать кадровый документооборот полностью в электронном виде. А развитие технологий привело к появлению микросервисной архитектуры, которая дает невиданную ранее гибкость и масштабируемость. Бизнес теперь может смелее формулировать свои желания, возможностей стало очень много.
— Как проявили себя "допандемийные" тенденции в новых условиях? Какие из них ускорились, какие затормозились, какие оказались неактуальными вовсе? Появилось ли что-то принципиально новое?
— Безусловно, вынужденный массовый переход на удаленную работу стимулировал многие организации начать реально использовать электронный документооборот, а не для галочки. Но это стало возможным только благодаря тому, что и технологии уже были готовы к новым форматам взаимодействия, и законодательство не препятствовало – то есть произошла как бы мгновенная кристаллизация насыщенного раствора. Просто в «мирных» условиях следование старым паттернам требовало меньше усилий, чем изучение нового. Но жизнь заставила – и, похоже, никто не пожалел о расставании с бумагой.
Можно сказать, что пандемия форсировала завершение предыдущего этапа развития ECM и включила в активную практику тот технологический задел, который был наработан ранее. Но пока еще пресловутая «новая нормальность», в которой мы живем последние полтора, года не породила чего-то принципиально нового, это дело будущего.
— Что можно сказать относительно облачных технологий, использования электронной подписи, долгосрочного хранения документов? Насколько эффективной показала себя политика импортозамещения?
— И крупный, и средний бизнес по-прежнему крайне неохотно отдает в публичные облака свои данные. Тем не менее облачные сервисы активно развиваются и современные ECM-решения тоже должны допускать использование из облака, но при этом поддерживать и установку во внутреннем контуре заказчика. Однако СЭД, разработанные в традиционной архитектуре не могут просто взять и переехать в облако, для этого нужны cloud native платформы. По сути, это означает разработку нового продукта практически с нуля и далеко не каждый разработчик такие инвестиции осилит – поэтому в результате облачный электронный документооборот пока не занимает заметной доли на рынке. Несомненно, ситуация изменится в пользу облаков и мы также увидим изменение состава игроков на рынке.
Еще недавно электронная подпись использовалась в основном для организации юридически значимого документооборота с внешними контрагентами или с госорганами. Соответственно, потребность в таких решениях была довольно скромной. Сейчас практически все наши заказчики говорят о том, что юридически значимыми должны быть все документы, не только внешние, но и те, которые циркулируют внутри организации или холдинга, что можно рассматривать как новый тренд. Также, это свидетельствует о некой коммодитизации технологии электронной подписи, о ее большей доступности и привычности для заказчиков, что стимулирует и ее более широкое использование.
Еще стоит сказать про отношения работника и работодателя, то есть речь про кадровый документооборот. Эта область получила, по-моему, больше всего любви в текущем году от нашего государства в виде законодательных актов, законопроектов, приказов и так далее. И если на конец 2020 года по исследованию Deloitte 80% респондентов назвали основной причиной отказа от внедрения электронного кадрового делопроизводства отсутствие законодательного регулирования, то теперь можно смело говорить, что такой причины больше не существует.
Импортозамещение все еще с нами. Но похоже, что этот тренд начал видоизменяться и превратился в нежелание среднего и крупного бизнеса связываться с решениями, построенными на закрытом коде и проприетарных технологиях. Причина в том, что разработка цифрового продукта относится к базовым компетенциям компании, являясь основой ее конкурентных преимуществ, – а такие вещи не отдают на сторону. Поэтому возможность вести самостоятельную разработку in-house является одним из ключевых требований бизнеса, и это относится к современными ECM-решениям в том числе. В идеальном варианте решение должно быть российским и при этом с открытым кодом.
— Как можно оценить развитие нормативно-законодательной базы? Насколько этот фактор был важным в качестве драйвера рынка? Успевают ли поставщики и заказчики за изменениями нормативно-законодательной базы? Какие нормативные вопросы продолжают оставаться не до конца решенными?
— Долгое время было популярно мнение, что именно законодательство мешает стремительно развиваться электронному документообороту. Но анализируя происходящее можно ответственно заявить, что это уже не так – новые законы и подзаконные акты, последовательно снимающие ограничения на использование электронных документов во всех сферах деятельности, выходят с невиданной раньше скоростью. Все поменялось местами и теперь технологии отстают от законодательства, а не наоборот.
В частности, в июле этого года президентом был подписан указ о создании ФГИС электронных перевозочных документов, которая начнет действовать с 1 января 2022 года и товарно-транспортные накладные станут еще одним документом, бумажная форма которого должна отмереть. И этот пример не есть редкое исключение из правил, а иллюстрация устойчивого тренда.
— Какими основными моделями поведения можно охарактеризовать тактику и стратегию заказчиков и поставщиков в последние полтора года? Насколько они были оптимальными?
— Пожалуй, наиболее заметное изменение стратегии заказчиков в области ECM связано с переходом от распределенных решений к централизованным. Но опять-таки, дело не в каких-то особых условиях из-за пандемии, просто так совпало по времени.
Каналы связи продолжают становиться все лучше и на сегодня Россия покрыта ими практически полностью. И это позволяет заказчикам инициировать проекты по централизации – потому что таким образом можно снизить общую стоимость владения системой и повысить ее управляемость и адаптивность. Также это дает шанс для внедрения сквозной бизнес-аналитики, систем корпоративного поиска и прочих решениям, работа которых ранее была крайне затруднена плохими телекоммуникациями.
В тактическом плане ситуация была отыграна довольно быстро, еще во время первого локдауна. Сейчас же пришло время заменять «костыли», поставленные тогда на скорую руку на промышленные решения.
— Какие рекомендации можно дать заказчикам по выстраиванию тактики и стратегии развития своего ECM-хозяйства в современных рыночных (экономических, эпидемиологических) условиях.
— Давайте попробуем представить какой должна быть ECM-платформа в 2021 году. Какая она – ECM-платформа мечты? – Она должна обеспечивать юридическую значимость, как внешнего, так и внутреннего документооборота, работать как в облаке, так и на серверах заказчика, иметь быть продуманный, красивый и удобный интерфейс, который позволяет выполнять быструю настройку и организацию рабочих пространств отдельных работников.
Само собой разумеется, это российская система, возможно с элементами open source, имеющая заранее проработанные подходы к интеграции с внешними системами, в том числе с различными ГИС. Архитектурно она должна встраиваться в существующие ИТ-ландшафты, быть доступна для инсорс-разработки, то есть быть построена на популярных технологиях, обеспеченных ресурсами на рынке труда. Не лишним будет иметь элементы low code, позволяющие быстро выводить на рынок новые цифровые продукты.
Современная ECM-платформа в обязательном порядке должна уметь работать с большими объемами данных и с файлами большого объема, быть горизонтально масштабируема. Ну и на наш взгляд, желательно поддерживать интеграцию с хранилищами S3.
И, наконец, платформа эта должна динамически развиваться, предлагая заказчикам новые решения, специализированные, которые позволяют угнаться за изменяющимся законодательством и новыми технологическими решениями. Все это, естественно, является особенностями нашей платформ ECM LanDocs и CSP DocsHouse.