У них, помимо агрессивности, свойственной молодости, нет и обязательств перед большим количеством крупных заказчиков, у которых установлена их система. А это значит, что они могут быть более свободными, более быстрыми в развитии продукта и разработке каких-то новых функций, которые необходимы заказчикам. Просто потому, что они начинают работу на рынке с очень низкой базы.
Когда у вас два заказчика, то решение о том, чтобы поменять код, принять намного проще. И это нормально. Когда крупные сделки выигрывают компании с оборотом меньше 100 млн. руб., это реально бодрит. Это означает, что заказчик готов пойти на риск сотрудничества с небольшой компанией за то удобство, которое ему та компания обещает. Это многое говорит о приоритетах нашего заказчика и намекает традиционным игрокам: не застоялись ли вы?
— Опыт, наверное, имеет значение?
— Конечно. Системы электронного документооборота внедряются на года, жизненный цикл такого рода систем достаточно большой — 5-7 лет в одном поколении информационной системы. Это означает, что информационная система должна обеспечивать масштабируемость, быстродействие, интегрируемость на протяжении всего жизненного цикла. Иными словами, система точно будет дорабатываться сотни раз. То есть внедрение первичного функционала — это одна история. И совсем другая — уметь поддерживать потребительские характеристики системы параллельно с ее постоянным развитием, разработкой, изменением процессов, расширением пользовательской базы. Это умение приходит только с наработанным опытом.
Когда на рынке — широкий выбор предложений: на что смотрит заказчик? — Что сегодня можно считать базовым функционалом, который есть у всех? Агрессивные новички, естественно, должны «догнать и перегнать» старичков. Без чего их системы не пустят на порог к солидному заказчику?
— Система электронного документооборота — это некоторое базовое триединство, на которое дальше наслаивается дополнительный функционал. Во-первых, система, обеспечивающая хранение неструктурированной информации, и все, что с этим связано. Во-вторых, система, которая позволяет с помощью метаданных описывать то, что хранится. Это то, что принято называть «карточками» документов или файлов. В-третьих, в том или ином виде система безопасности, туда входит и электронная подпись, и шифрование, и распределение прав доступа. Вот эта триада составляет ядро системы, которое, соответственно, это ядро есть у всех. Далее поверх этого ядра могут наслаиваться различные программные компоненты. Наверное, главным из них сегодня является компонент, связанный с деловыми процессами: workflow, BPM, — он позволяет изменять статусы документов на основании заранее описанных процессов (маршрутизацию). Ядро плюс движок бизнес-процессов — это то, что есть практически у всех.
— На что обращает внимание крупный заказчик, в первую очередь?
— Заказчик смотрит на наличие готовых прикладных решений, реализованных на ядре, которые ускоряют внедрение системы. Это могут быть горизонтальные решения, как, например, административный документооборот или отраслевые решения. Скорее, можно говорить о функциональных нишах каждого вендора. Бывает так, что стандартно заказчик выбирает для поддержки договорной работы одного вендора, а для организационно-распорядительной документации — другого.
— Сколько готовых прикладных решений у LanDocs? — Порядка двух десятков. Мы готовы по запросу заказчика приехать и показать их работу. Например, в этом году мы выпустили решение «
LanDocs: Экспресс». Мы решили создать решение СЭД, которое внедрялось бы в очень короткие сроки, порядка двух недель, или даже самостоятельно заказчиком. Для крупных систем это, согласитесь, весьма нестандартный подход к работе, потому что обычно закупка лицензий сопровождается консалтинговым проектом по настройке решения и внедрению силами партнера или самого вендора. А мы решили максимально упростить и сократить эти мероприятия.
— Удалось? — Удалось. Недавно завершили внедрение «LanDocs: Экспресс» в компании «Агроинновация»: более 60 рабочих мест, две недели. Сократить сроки внедрения удалось за счет очень высокой степени готовности решения на входе: функционал изначально зафиксирован, нужно только заполнить справочники, обучить пользователей и приступить к работе.
В целом мы во всех своих проектах стремимся использовать подход, который связан с быстрым прототипированием решений, когда заказчик на самых ранних стадиях проекта получает в руки некоторую демонстрацию и выходит на тестирование. То есть высказывает не теоретические пожелания, а реагирует на работу уже установленных решений. На мой взгляд, это один из ключевых способов снижения рисков проекта и сокращения его сроков, и, конечно, стоимости. Причем, это относится и к сегменту крупных предприятий.