Но чем дальше, тем менее это утверждение справедливо, потому что если в нашей системе неудобно работать пользователю, если на совершение необходимых операций требуется тратить много времени, то очень сложно объяснить ему, почему он должен потратить время на неудобную систему, а не на свою непосредственную работу. Мне кажется, вся отрасль развернулась в сторону пользователя сравнительно недавно.
– Что требуется для того, чтобы научиться создавать хороший качественный продукт, и при этом еще коммерчески востребованный?
– На мой взгляд, не бывает хорошего продукта, который коммерчески неуспешен. Критерием хорошего продукта является коммерческий успех. Почему я так говорю? Потому что коммерческий успех продукта прямо пропорционален его полезности для конечных пользователей. Если он полезен для клиентов, для конечных пользователей, ты можешь позволить себе брать за него те деньги, которые тебе позволяют жить, развиваться, привлекать и удерживать хороших сотрудников.
А если ты за свой продукт не можешь взять достаточно денег, чтобы обеспечить его нормальное развитие значит, ты делаешь что-то, что твоим клиентам не очень надо. А это означает, что ты их не очень хорошо понимаешь. В этом вся проблема.
Очень часто разработка продукта идет по принципу: мы придумали, что вот это будет востребовано. А потом вдруг оказывается, что рынок рассудил по-другому.
Мы понимаем, что разработчики смотрят на заказчика со стороны и поэтому часто не понимают его потребности. А понимают интересы клиентов люди, которые, долго проработав в какой-то конкретной компании, например, в сфере аудита, потом будут создавать продукт для профессиональных аудиторов. У них намного больше шансов на успех, потому что они работали в этой отрасли.
Но нередко случается, что несколько разработчиков вдруг решают написать программный продукт для людей, о жизни которых они ничего не знают. Вот это прямая дорога в коммерческий неуспех. И мне кажется, что эта причина лежит в основе случаев, когда якобы был какой-то хороший продукт, но он не добился коммерческого успеха.
Просто есть люди-визионеры. Им нравится картинка, которую они нарисовали в своей голове, и это очень круто, это заслуживает уважения, но рынок не обязан отвечать на твое видение деньгами. Если ты придумываешь что-то визионерское, ты всегда очень сильно рискуешь. И то, что часть продуктов коммерчески неуспешны, – это естественное следствие такого подхода к разработке в вакууме, без согласования с реальными потребностями реальных заказчиков.