Публикация веб-версии обычно не вызывает трудностей, а установка клиента на ПК пользователей для многих сложна. Крупные компании для решения этого вопроса используют доменные политики, различные программы для публикаций приложений, а в средних и малых организациях чаще всего нет такого программного обеспечения, и администраторам приходится устанавливать систему на каждый компьютер вручную. Это длительный и трудоемкий процесс, который не гарантирует идентичных настроек системы у различных пользователей, что влияет на эксплуатацию.
Мы в своей практике применяем более технологически простое и удобное решение — публикацию приложения по технологии Click Once. Администратору достаточно по инструкции подготовить на сервере комплект установочных файлов и разослать ссылку любым удобным способом на сетевой ресурс или существующий в организации портал. Наличие или отсутствие домена, прав пользователя на ПК никак не влияет на установку приложения.
Таким образом, установка приложения на персональные компьютеры пользователей сейчас является достаточно простой и быстрой задачей. Главное — внимательно ознакомиться с документацией, которую предоставляет вендор.
В части эксплуатации и обновления системы любой администратор должен решить два вопроса, которые позволят предоставлять услугу для бизнеса в бесперебойном режиме: как и за какими данными необходимо следить, чтобы избежать аварии и своевременно найти предвестника инцидента, и как быстро и безболезненно установить обновление.
Практически все производители СЭД предоставляют описание данных, которые требуется регулярно сохранять. Чаще всего это базы или база данных, образы самих документов в системе и исполняемые файлы. Далее каждый администратор выбирает инструментарий для создания резервных копий необходимых для работы данных. Выбор того или иного метода зависит от двух показателей, которые должен указать бизнес-заказчик. Это максимальный период времени, за который могут быть потеряны данные в результате инцидента (RPO, recovery point objective), и время, в течение которого система может оставаться недоступной в случае аварии (RTO, recovery time objective). В зависимости от этих показателей администратор принимает решение, достаточно ли ему будет резервных копий баз данных и файлов или необходимо делать копии всех виртуальных машин, на которых развернута система. Главное в этой задаче — обеспечить минимальное время простоя и, конечно же, постараться потерять минимальный объем данных.
Сами системы, проверенные годами, вряд ли приведут к сбою и потере данных, а вот инфраструктура всегда была и остаётся узким местом. Поэтому рекомендуется сохранять полные образы базы данных и файлов не реже раза в сутки, а в течение рабочего дня делать так называемые инкрементные бэкапы. Что касается самих исполняемых файлов, их потеря не критична, так как можно за несколько минут их установить повторно. В любом случае имеет смысл запросить регламенты резервного копирования и восстановления у производителя.
Немаловажный фактор обеспечения эксплуатации — ежедневный мониторинг за показателями системы. В зависимости от сложности настроенных процессов, интеграционных модулей и много другого мониторинг может проводится раз в день, к примеру, утром, или же три раза в день. В данном случае критерии проверки бизнес модулей устанавливает сам заказчик. Мы со своей стороны можем дать только технические рекомендации: какие службы требуется проверять, какие показатели являются нормой и как правильно анализировать лог-файлы для выявления предвестников инцидентов.
Периодичность и порядок обновлений системы зависят от производителей. Для крупных внедрений мы рекомендуем планировать обновления не реже двух раз в год, для решений сегмента малого и среднего бизнеса обновления достаточно проводить раз в год. Процесс обновления
LanDocs очень прост: необходимо запустить инсталляционный пакет в режиме «Обновить» на серверах, где установлена система, и компоненты будут обновлены до последней актуальной версии. Единственное, что останется администратору, — это собрать Click Once для клиентов, и при старте системы на клиентских местах будет обновлено и клиентское приложение.
В целом, это основные моменты, на которые стоит обратить внимание при внедрении СЭД любого производителя. И самое главное, любой администратор должен понимать, что после внедрения он не остается один на один с системой, у него есть техническая поддержка производителя и компании-поставщика.