В некоторых организациях СЭД внедряли на большой объем документов, а пользовались продуктом крайне ограниченно. Теперь же пришлось перейти к реальной полномасштабной эксплуатации. А любая система, когда ей начинают интенсивно пользоваться, требует доработки. От некоторых наших заказчиков мы получили контракты, которые так быстро они никогда не подписывали.
По моим ощущениям, в следующем году нас ждет еще одна волна запросов на перевнедрение, потому что какой-то процент заказчиков не получил адекватного ответа на свои острые проблемы от текущих поставщиков.
В то же время торможение спроса и деловой активности, связанное с пандемией, повлияло на цикл сделок, некоторые крупные проекты были отложены на следующий год.
Какие направления развития обозначил локдаун
— Дала ли пандемия новые направления и ориентиры для развития продукта?
— Еще до начала пандемии мы обозначили для себя три фокуса развития. Они сохранились и сейчас.
Во-первых, много ресурсов мы вкладываем в web-клиента, потому что эра «толстых» клиентов медленно, но верно проходит. При этом, как ни странно, пандемия практически никак не ускорила этот процесс. Казалось бы, при работе из дома всем было бы лучше перейти на web-клиента СЭД. Но выяснилось, что если в корпоративной информационной системе есть хоть одна десктопная программа, то для организации хоум-офиса все равно приходится организовать терминальный или VPN-доступ. И пока что ИТ-службам компании проще перевести в этот формат все программы.
Тем не менее, мы все равно сохраняем фокус на развитие web-клиента, потому что за этим будущее. Возможности создания и гибкость доработки web-приложений на порядок больше, чем если вы имеете дело с толстыми приложениями.
Второй фокус внимания — импортозамещение. А третий вектор развития был и есть UI/UX.
Но есть ряд особых требований к СЭД, которые появились в результате пандемии. До недавнего времени электронный документооборот вовсе не означал исключение бумажного. Но в условиях удаленки стало очевидно, что бумажных процессов должно становиться как можно меньше, потому как курьерами теперь документы оправлять крайне трудно. Поэтому начался ускоренный переход на юридически значимый электронный документооборот.
Конечно, мы всегда агитировали клиентов за электронную подпись, но в глубине души знали, что для конечного пользователя это технология непростая. Все эти ключи, сертификаты... И неожиданно рынок нашел компромисс в виде штампов. Это отметки на документах о наличии электронной подписи, благодаря которым получатель спокоен, он видит, что документ подписан и ему понятно кем. Такой подход позволил сдвинуть саму парадигму электронного документооборота. В течение длительного времени СЭД работала с процессами движения, согласования, фиксации исполнения документа, но что там за файл прикреплен к карточке, ей дела не было. Теперь системы начинают работать с тем, что внутри документа.
— Изменилось ли в связи с пандемией отношение заказчиков к облачным СЭД?
— Сегодня найти заказчика, особенно на крупном корпоративном рынке, у которого вообще не было бы СЭД, почти нереально. Причем закуплены эти продукты, в основном, по традиционной лицензионной модели. И это якорь, который очень сложно сдвинуть с места. Просто представьте себе объем работы, который нужно проделать при переходе на новую SaaS-систему — принять решение о замене СЭД, произвести закупку, внедрить и использовать при этом принципиально новую модель лицензирования. К тому же наш среднестатистический заказчик считает идею разовой закупки более безопасной для себя, потому что его затраты фиксированы.
Но в принципе, у нас уже привыкают платить за аренду ПО, но платят, как мне кажется, в двух случаях. В первом — это малые и средние компании, которые не хотят капитальных затрат. Во втором — если что-то невозможно купить on-premises. Например, Salesforce, одну из лучших в мире CRM, вообще нельзя купить on-premises, по крайней мере в России.
— СЭД должен обладать массой инструментов для организации коллективной работы. Но почему в офисе люди по-прежнему предпочитают очные совещания, а на удаленке вынуждены проводить в Zoom порой весь рабочий день? Возможностей СЭД недостаточно или люди не готовы?
— И то, и другое. Несовершенства СЭД точно имеют место. Если мы возьмем типовой процесс согласования документа в СЭД в крупной организации, при десяти согласующих они будут очень долго обсуждать, нужен ли протокол разногласий или замечания в тексте, кто потом будет сводить их воедино и т.д. Поэтому, как уже говорилось выше, СЭД должна уметь посмотреть внутрь документа. Визуализация истории изменений, консолидация правок — это как раз те вопросы, которые еще не проработаны, как следует.
С другой стороны, СЭД выстраивается в конкретной системе управления, в конкретной корпоративной культуре. Допустим, у заказчика принято, что четыре согласующих специалиста могут привлечь к процессу еще десять дополнительных рецензентов. В результате в СЭД будет не четыре, а сорок четыре отметки с различными комментариями.
В идеальной ситуации сотрудники должны быть мотивированы, чтобы процесс согласования проходил быстро, чтобы обсуждения с подчиненными велись не в рамках систем электронного документооборота. Потому что СЭД предназначена для фиксации фактов, имеющих важное значение. А если согласование требует не четырех, а 44 рецензий, то никаких самых совершенных инструментов коллективной работы не хватит.
.
— Какие же новые возможности СЭД могут заинтересовать заказчиков?
— Возможности смотреть «вглубь» документов, что значит, как минимум, научиться его читать, а как максимум — научится его писать, генерировать автоматически. Это влечет за собой такие темы, как нейронные сети, Big Data, NLP (Natural Language Processing). С технологической точки зрения, все инструменты уже есть и, если заказчик будет готов к их использованию, это направление чрезвычайно интересное, я бы сказал — магистральное.